Американские авиавласти опубликовали статистику вынужденных и добровольных высаживаний пассажиров из самолетов американских авиакомпаний из-за овербукинга в минувшем году. Добровольных (за определенную компенсацию) согласий пассажиров на более поздний перелет оказалось в 10 раз больше, чем вынужденных высаживаний из-за овербукинга, сообщает соб.корр. Travel.ru.
В 2016 году американские авиакомпании из-за овербукинга (продажи большего числа билетов, чем имеется мест в самолете) отказали в перевозке на забронированном рейсе 475054 пассажирам (0,072% общего числа). В 2015 году показатели были хуже — 530758 пассажиров (0,088%). Таким образом, в США с этой проблемой сталкивается чуть меньше одного пассажира из каждой тысячи перевезенных.
При этом в подавляющем большинстве таких случаев (91,4% в 2016 году и 91,8% в 2015 году) авиакомпаниям удалось найти добровольцев, которые согласились за определенную компенсацию полететь иным рейсом. Оставшимся (около 8% от общего числа высаженных) авиакомпании отказали в перелете после того, как не нашли достаточного числа добровольцев. Эти пассажиры также получили компенсацию (законодательно фиксированную, а не договорную, как при добровольном отказе) и улетели одним из следующих рейсов. Доля таких вынужденно высаженных от общего числа перевезенных пассажиров составила 0,0062% в 2016 году и 0,0073% в 2015 году.
Из крупных перевозчиков лучше всего с этой проблемой справляется Delta. Эта компания усерднее всех практикует овербукинг (им затронут в среднем один пассажир на тысячу перевезенных), но при этом 99% из числа высаженных пассажиров согласились на это добровольно за предложенную Delta компенсацию. Для этого перевозчика характерно проводить своего рода аукцион — уже при онлайн-регистрации пассажирам рейсов, где возможен овербукинг, предлагается указать сумму, за которую они согласятся на более поздний перелет, если мест действительно на всех не хватит. В итоге у Delta практически всегда есть готовый и достаточный список желающих обменять место в самолете на денежный бонус — вынужденно этой компании приходится высаживать пассажиров лишь в 1% случаев.
У других крупнейших компаний этот процент выше — United Airlines не может найти добровольцев в 6% случаев овербукинга, American Airlines — в 13%, Southwest Airlines — в 11%. Бюджетная JetBlue почти не практикует овербукинг (менее 5 тысяч таких случаев за год), но если уж он случается, то 65% затронутых пассажиров высаживают без их согласия. Еще один бюджетный перевозчик Frontier также старается обходиться без овербукинга (меньше 3 тысяч случаев, из них 29% вынужденных), а вот политика Spirit ближе к обычным компаниям (11,5 тысяч случаев, из них 10% вынужденных). На фидерных рейсах, совершаемых региональными SkyWest и Expressjet для Delta, United и American, риск овербукинга сравнительно высок: им затронуты примерно полтора пассажира из каждой тысячи, 8,5% отказов в посадке — вынужденные.
Напомним, что в России проблема овербукинга официально не урегулирована. Двухлетней давности попытка авиакомпаний продавить невыгодное для пассажиров законодательство на этот счет провалилась, однако застопорились и ответные проекты Минтранса по обеспечению прав пассажиров. В результате в России пассажиры пока почти не защищены от овербукинга — авиакомпании должны высаженным пассажирам только питание и при длительной задержке гостиницу, причем иногда не предоставляется и это. В условиях подобного правового вакуума овербукинг практикуется достаточно широко, хотя и неофициально.