В Стамбуле начался полный перевод рейсов из прежнего основного аэропорта Ataturk в только что построенный новый аэропорт. Полноценная работа нового аэропорта начнется в 14.00 субботы 6 апреля. При этом большинство рейсов в этот день и часть рейсов соседних дат были заранее отменены для упрощения перехода, сообщает соб.корр. Travel.ru.
Всем иностранным авиакомпаниям (кроме летающих в аэропорт азиатской части города Sabiha Gokcen) пришлось отменить полеты в Стамбул 5-6 апреля. Сделано это потому, что воздушные трассы старого и нового аэропортов пересекаются, и одновременная полноценная работа обоих невозможна. В то же время турецкие авиакомпании смогли сохранить большинство рейсов 5 апреля и часть рейсов 6 апреля.
Завершающий коммерческий рейс из аэропорта Ataturk вылетел в 2.46 6 апреля с опозданием в три четверти часа — это был рейс Turkish Airlines в Сингапур. Затем Ataturk стал работать только на перегон самолетов без пассажиров в новый аэропорт.
Новый аэропорт Стамбула 5 апреля с пассажирскими рейсами не работал вовсе (до 4 апреля он обслуживал пару десятков рейсов Turkish Airlines в день, в том числе полеты в Москву 5 раз в неделю). С 14.00 субботы 6 апреля он снова заработает с коммерческими рейсами — поначалу в ограниченном режиме, отправляя по 5-10 самолетов в час вместо обычной для Стамбула полусотни. Первым должен стать вылет Turkish Airlines в Анкару в 14.00, первое прибытие ожидается час спустя из Майами. Число рейсов будет постепенно увеличиваться — с 7 апреля в аэропорт должны быть допущены иностранные авиакомпании.
Сокращенная работа нового аэропорта сохранится по меньше мере несколько дней. Среди прочего, существенно сокращены рейсы Turkish Airlines в Россию. На московском направлении, где компания совершает обычно 5 вылетов в день, на 6, 7 и 9 апреля намечен только один вылет, причем на узкофюзеляжном Airbus A321. 8 апреля запланировано два рейса, 10 апреля три, с 11 апреля — четыре, и с 29 апреля рейсов снова станет пять.
Рейсы Turkish Airlines в Санкт-Петербург и Казань отменены с 6 по 8 апреля, в Сочи — с 6 по 9 апреля, в Ростов-на-Дону и Краснодар — с 6 по 10 апреля, в Уфу и Воронеж — с 6 по 11 апреля, в Самару — с 6 по 14 апреля, в Екатеринбург — с 3 по 12 апреля. Затем полеты возобновятся по обычному графику (большинство этих линий компания обслуживает ежедневно).
Перебронирование имевшихся на эти рейсы билеты на ближайшие доступные дни привело к тому, что и на соседние даты билетов может не быть вовсе либо они доступны только в бизнес-классе или по дорогим тарифам экономкласса. Тем не менее, пассажиры, затронутые этими отменами как у Turkish Airlines, так и у других перевозчиков, имеют возможность бесплатно сдвинуть поездку на иные даты. Кроме того, можно сдать авиабилет без штрафов.
«Аэрофлот» на данный момент рассчитывает летать в новый аэропорт Стамбула в обычном режиме пять раз в день с 7 апреля (первый рейс вылетит из Москвы еще вечером 6 апреля). Также стандартную частоту полетов в Стамбул планируют с 7 апреля большинство других иностранных перевозчиков. «Победу» переход не затрагивает — она месяц назад отказалась от полетов в Ataturk, сосредоточившись на рейсах в аэропорт Sabiha Gokcen.
Пассажирам, планирующим полеты в Стамбул или через Стамбул в ближайшие недели (кроме следующих в аэропорт Sabiha Gokcen), следует регулярно проверять статус своих рейсов. Имеет смысл также держать в голове альтернативные варианты путешествия. В процессе полноценного запуска нового аэропорта не исключены сбои в работе его отдельных служб, сложности со своевременной доставкой багажа и тому подобное.
Транспорт. Парковки аэропорта рассчитаны на 18 тысяч крытых и 22 тысячи открытых мест. С 5 апреля полноценно работают все 24 автобусных маршрута из аэропорта в различные районы Стамбула. Четыре из них обслуживаются обычными автобусами IETT, в них действует карточка istanbulkart (двойной тариф, то есть 5,4 лир (менее 1 евро)). Эти маршруты следуют в старый аэропорт Ataurk (H-4), к станции метро Mahmutbey (H-1), транспортному узлу Mecidiyeköy в центральном районе Şişli (H-2) и западной окраине Halkali (H-3). Частота движения на большинстве маршрутов — 10-20 минут, время в пути без пробок менее часа, однако в пиковое время оно может значительно увеличиваться.
Еще 20 линий из разных районов, включая центральные Taksim, Besiktas, Sultanahmet, Yenikapi, Mecidiyeköy, обслуживаются экспрессами Havaist. Интервалы движения — от 15 до 40 минут. Цена проезда из центра — 18 лир (3 евро), из прочих районов — от 12 до 30 лир (2-5 евро). Автобусы должны быть оборудованы индивидуальными видеоэкранами, беспроводным интернетом и портами для зарядки мобильной электроники.
Линия метро из центрального района Gayrettepe, которая позволит доезжать до аэропорта за полчаса, будет запущена не ранее 2020 года. Поездка на такси из того же района по незагруженной трассе занимает около 40 минут, однако из других центральных районов срок может быть больше. Кроме того, после перевода всех рейсов нагрузка на автодороги сильно возрастет и время в пути может увеличиться.
После поездки в аэропорт пассажирам придется преодолеть немалую дистанцию и внутри гигантского здания. От входа в терминал даже до ближайшего выхода на посадку — полкилометра по прямой, а до наиболее удаленного — почти полтора. Часть этого пути можно будет преодолеть на траволаторах.
С 7 апреля в аэропорту работает гостиница Yotel, которая находится прямо внутри терминала. Отель находится в левой части терминала и располагает 451 сверхкомпактными номерами, сотня из которых будут уже за линией паспортного контроля и предназначены в основном для транзитных пассажиров. Ввиду отсутствия конкуренции цены весьма велики: большинство тарифов превышают 200 евро, для номеров в публичной зоне на отдельные даты доступны тарифы от 129 евро.
Напомним, что аэропорт задуман как крупнейший в мире, с возможностью обслуживания через несколько лет до 200 миллионов пассажиров в год (нынешние мировые рекордсмены среди аэропортов имеют вдвое меньшие показатели). На данный момент готов первый терминал (всего задумано два плюс отдельно стоящий конкорс). С 6 апреля новому аэропорту перешел код аэропорта Ataturk — IST (а тому, в свою очередь, достанется ISL).
Устройство терминала. В терминале, который сверху выглядит как гигантская буква Ж, имеется пять огромных посадочных пирсов — А, В, D, F, G (плюс несколько телетрапов в самом основном корпусе — секторы С и Е). Внутренним линиям отведен ближний справа пирс (выходы G), а также выходы F1 и F3 на дальнем правом пирсе. В сумме это дает на внутренних линиях около двух десятков телетрапов плюс 13 автобусных выходов на посадку.
К сожалению, навигация в части выходов на посадку (гейтов) на редкость путаная. Вместо логичной цифровой нумерации аэропорт предпочел очень сложносочиненную буквенную. К примеру, все 13 автобусных гейтов внутренних линий сосредоточены в индексах G1 и G3: каждый из них имеет дополнительное буквенное обозначение — например G1A, G1B, G1C, G3F, и так далее. Телетрапные выходы тоже двойные, поскольку в большинстве телетрапных мостов по два выхода — например, вместе расположены G6A и G6B. В результате почти каждый гейт имеет сложное для восприятия и запоминания обозначение и возможна путаница с другими выходами с похожим сочетанием букв и цифр — например, А10В и В10А, и так далее. Словом, пассажирам придется разгадывать квесты.
Выходы секторов A, B, C, D, E и F — международные (кроме F1 и F3). 16 из них автобусные (они занимают часть сектора А), еще более сотни — телетрапные. Всего в аэропорту запланировано почти четыре сотни самолетных стоянок, 257 из которых — удаленные.
Дизайн терминала базируется на местной архитектуре — потолок состоит из 313 куполов, которые должны напоминать о мечетях и дворцах. Обещано, что 800-метровая галерея магазинов Duty Free будет напоминать улицу Стамбула.
В аэропорту предполагается более 500 стоек регистрации на 13 «островах». Восемь из них (D, E, F, G, H, J, K, L) займет Turkish Airlines. Установлены 228 кабин паспортного контроля, более 20 тысяч кресел для ожидающих пассажиров. Обещаны также стойки самостоятельной сдачи багажа, автоматические турникеты на выходах на посадку и прочие инновации. Как и в прочих турецких аэропортах, каждого улетающего из Стамбула пассажира ждут два контроля безопасности: один при входе в терминал, другой — при входе в чистую зону.
Turkish Airlines рассчитывает открыть в новом аэропорту 5 бизнес-залов: один для пассажиров внутренних рейсов (площадью 3500 квадратных метров), один для прилетевших международными рейсами пассажиров бизнес-класса (1000 квадратных метров). Еще три будут функционировать в зоне вылета международных рейсов вблизи торговой галереи. При этом они будут разделены по различным категориям элитных пассажиров: для клиентов с билетами бизнес-класса и участников элитных уровней программ лояльности залы будут разными (по 4600 квадратных метров каждый). Отдельные залы будут у трех глобальных альянсов авиакомпаний Star Alliance, Skyteam и oneworld, плюс собственные залы некоторых других авиакомпаний и аэропортовые залы для пассажиров иных перевозчиков. Кроме того, как в аэропорту Ataturk, для пассажиров бизнес-класса Turkish Airlines будет предусмотрен отдельный вход №5.
Как и в большинстве других крупных аэропортов мира, новый аэропорт Стамбула будет «тихим»: объявлений о регистрации или начале посадки не будет, за исключением внезапных изменений и других нестандартных случаев. Для пассажиров, прилетающих из стран Евросоюза и некоторых других стран, не будет контроля безопасности при пересадке на другой рейс — они будут выходить из самолета сразу в чистую зону вылета.
Аэродром. В части перронов и взлетно-посадочных полос гигантский новый аэропорт будет запускаться поэтапно. Первоначально в работе будут две взлетно-посадочных полосы (но у каждой из них будет рядом полоса-дублер, используемая обычно как рулежная дорожка, но готовая заменить основную полосу в случае каких-либо проблем), в перспективе их число возрастет до шести (плюс минимум два дублера).
Итог проекта. Новый аэропорт позволит значительно увеличить число рейсов в Стамбул, в том числе из России. Он также радикально улучшит условия для пассажиров по сравнению с давно переполненным действующим аэропортом Ataturk. Кроме того, резко снизится число рейсов, обслуживаемых на удаленных стоянках без телетрапов — ожидается, что их будет не более 20%. Turkish Airlines рассчитывает с помощью нового аэропорта резко увеличить число рейсов и направлений и существенно потеснить конкурирующие азиатские авиакомпании. За пять лет она предполагает поднять свой пассажиропоток в полтора с лишним раза — до 120 миллионов пассажиров в год.
Однако и другие перевозчики смогут после перехода выполнять больше рейсов в Стамбул. При этом Старый аэропорт Ataturk полностью закрыт не будет, хоть он и остался без всех регулярных пассажирских рейсов. Во-первых, еще по крайней мере год там сохранятся грузовые рейсы (затем они будут также переведены в новый аэропорт). Во-вторых, там останется авиация общего назначения и деловая авиация. Наконец, там же планируется проводить авиасалоны. По крайней мере часть терминалов предполагается переоборудовать под авиационный университет, еще часть территории может стать парком.
Октябрьский и декабрьский подробные фоторепортажи из нового аэропорта доступны на Travel.ru.